Вопрос повышения эффективности экспертного обеспечения судопроизводства требует особого внимания. Законодательство Российской Федерации, регулирующее судебно-экспертную деятельность, предусматривает возможность проведения судебных экспертиз как государственными судебными экспертами, так и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями в определенной области.
Основная масса экспертиз проводится в государственных экспертных учреждениях, тем не менее, анализ практики показывает, что в последние годы наблюдается значительный рост экспертиз, проводимых негосударственными экспертами и экспертными учреждениями.
Деятельность негосударственных экспертных учреждений и экспертов не урегулирована должным образом на законодательном уровне.
Действующий в настоящее время Федеральный закон Российской Федерации «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» №73-ФЗ от 31.05.2001г. на негосударственных судебных экспертов распространяется лишь в части (ст.2, 3, 4, 6-8, 16, 17, ч.2 ст.18, 24, 25), процессуальные кодексы Российской Федерации содержат лишь основные положения о порядке назначения и производства судебных экспертиз.
Действующее законодательство не содержит квалификационных требований к негосударственным экспертам (например, об образовании, стаже работы, регулярном повышении квалификации и т.п.), требований о необходимости лицензирования экспертной деятельности, проведения обязательной сертификации экспертов, страховании экспертной ответственности, саморегулировании экспертной деятельности, что создает предпосылки появления на рынке экспертных услуг организаций и экспертов с недостаточно высоким уровнем квалификации, не позволяющим провести полное, всестороннее и объективное исследование, как того требует закон. Все в совокупности затрудняет отбор компетентными органами кандидатур экспертов и экспертных организаций для проведения той или иной экспертизы.
Согласно действующему Федеральному закону Российской Федерации «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27.12.2002г. удостоверение соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг стандартам, сводам правил, условиям договоров, осуществляется в форме подтверждения соответствия.
Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
Добровольная сертификация экспертов в зарегистрированных системах добровольной сертификации призвана обеспечить качество экспертных услуг на территории Российской Федерации, содействовать приобретателям в компетентном выборе экспертов.
Наличие у эксперта Сертификата соответствия свидетельствует о том, что уровень его специальной подготовки, приобретенных навыков и накопленного опыта эксперта соответствует современным требованиям для осуществления профессиональной деятельности в экспертной области по определенной экспертной специальности (направлению).
25 октября 2010г. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии за №РОСС RU.И702.04ЭВИ0 зарегистрирована Система добровольной сертификации экспертов в области проведения судебных экспертиз и внесудебных исследований.
Свидетельство о регистрации Системы сертификации | Образец сертификата |
- повышение качества экспертной деятельности;
- содействие органам, осуществляющим правосудие, в подборе компетентных экспертов;
- организация и проведение независимой и квалифицированной оценки соответствия экспертов установленным требованиям.
С 10.06.2019 г. установлена следующая стоимость работ по сертификации:
Наименование услуги |
Стоимость работ по сертификации |
|
общая |
для членов НП «КСЭО» |
|
Первичная процедура сертификации |
17 000 рублей |
12 000 рублей |
Повторная процедура сертификации по той же экспертной специальности |
13 000 рублей |
9 000 рублей |
Повторная (третья) процедура сертификации по той же экспертной специальности |
10 000 рублей |
7 000 рублей |
Все последующие процедуры сертификации по той же экспертной специальности |
7 000 рублей |
5 000 рублей |