Вниманию членов Партнерства, занимающихся производством автотехнических экспертиз и исследований

Сообщаем об опубликованных методических рекомендациях и статьях по специальности «автотехнические экспертизы»:

1) Селюков, Д.Д. Методика судебно-экспертного решения задачи лобового автомобильно-пешеходного столкновения / Д.Д. Селюков // Энциклопедия судебной экспертизы : науч.-практ. журнал : сетевое электронное издание. – М., 2018. – №2 (17). – [Электронный ресурс; Регистрационный номер в Роскомнадзоре ЭЛ №ФС77-51827]. – Режим доступа: http://www.proexpertizu.ru/theory_and_practice/autotech/780/ (дата обращения 25.07.2018).

Статья посвящена научно-обоснованному системно-функционально-деятельностному детерминированному подходу решения задачи судебной экспертизы лобового автомобильно-пешеходного столкновения по отбросу тела при функционировании сложной социально-детерминированной биомеханической системы «водитель – транспортное средство – условия дорожного движения» (ВТСУДД) в аварийной ситуации.

2) Тишин, Б.М. К вопросу уточнённого расчёта тормозного и остановочного пути транспортного средства при анализе дорожно-транспортных происшествий и производстве автотехнических экспертиз / Б.М. Тишин // Энциклопедия судебной экспертизы : науч.-практ. журнал : сетевое электронное издание. – М., 2018. – №1 (16). – [Электронный ресурс; Регистрационный номер в Роскомнадзоре ЭЛ №ФС77-51827]. – Режим доступа: http://www.proexpertizu.ru/theory_and_practice/autotech/768/ (дата обращения 25.07.2018).

Расстояния тормозного и остановочного пути, рассчитанные имеющимися в экспертной практике методами, основаны на допущении о равенстве скорости движения транспортного средства на всём протяжении процесса торможения. В работе предложена методика уточнённого расчёта расстояний тормозного и остановочного пути транспортных средств, учитывающая снижение скорости на всех этапах процесса торможения. Рассчитанные расстояния методом уточнения дают результат на 10÷20 % меньше, чем по методикам, имеющимся в распоряжении экспертов сегодня.

3) Селюков, Д.Д. Сущность причинности в судебных экспертизах дорожно-транспортного преступления / Д.Д. Селюков // Энциклопедия судебной экспертизы : науч.-практ. журнал : сетевое электронное издание. – М., 2018. – №1 (16). – [Электронный ресурс; Регистрационный номер в Роскомнадзоре ЭЛ №ФС77-51827]. – Режим доступа: http://www.proexpertizu.ru/theory_and_practice/autotech/766/ (дата обращения 25.07.2018).

Статья посвящена анализу причинности в исследовании негативного результата функционирования системы «водитель – транспортное средство – условия дорожного движения» и применению системно-функционально-деятельностного детерминированного метода в судебной автодорожной экспертизе дорожно-транспортного преступления.

4) Селюков, Д.Д. Исследование судебным экспертом дорожно-транспортного происшествия, связанного со скольжением автомобиля / Д.Д. Селюков // Энциклопедия судебной экспертизы : науч.-практ. журнал : сетевое электронное издание. – М., 2017. – №3 (14). – [Электронный ресурс; Регистрационный номер в Роскомнадзоре ЭЛ №ФС77-51827]. – Режим доступа: http://www.proexpertizu.ru/theory_and_practice/autotech/741/ (дата обращения 25.07.2018).

Статья посвящена инновационному разрешению проблемы по установлению причинно-следственной связи между сцепными качествами дорожного покрытия и дорожно-транспортным происшествием. В статье приведены статистические данные об аварийности по улично-дорожной сети Республики Беларусь за ряд лет на сухом, мокром и обледенелом дорожном покрытии, при технической неисправности тормозной системы транспортного средства и изношенности протектора. Главное содержание статьи посвящено решению вопросов: почему необходимо измерять коэффициент сцепления в месте дорожно-транспортного происшествия транспортным средством, идентичным участвующему в происшествии; каким образом необходимо устанавливать причинно-следственную связь между сцепными качествами дорожного покрытия в месте происшествия и дорожно-транспортным происшествием; как судебному эксперту автодорожной экспертизы дорожно-транспортного происшествия определить зону вероятностного вывода при определении причинно-следственной связи между сцепными качествами дорожного покрытия в месте происшествия и дорожно-транспортным происшествием?

5) Селюков, Д.Д. Технология исследования дорожно-транспортного преступления при производстве судебных автодорожных экспертиз / Д.Д. Селюков // Энциклопедия судебной экспертизы : науч.-практ. журнал : сетевое электронное издание. – М., 2017. – №1 (12). – [Электронный ресурс; Регистрационный номер в Роскомнадзоре ЭЛ №ФС77-51827]. – Режим доступа: http://www.proexpertizu.ru/theory_and_practice/autotech/704/ (дата обращения 25.07.2018).

Статья посвящена анализу методов исследования и детальному рассмотрению системно-функционально-деятельностного детерминированного метода в судебной автодорожной экспертизе дорожно-транспортного преступления. Рассмотрена технология исследования дорожно-транспортного преступления при производстве судебных автодорожных экспертиз.

6) Селюков, Д.Д. Объект судебной автодорожной экспертизы: классификация, идентификация, диагностика (в порядке обсуждения) / Д.Д. Селюков // Энциклопедия судебной экспертизы : науч.-практ. журнал : сетевое электронное издание. – М., 2016. – №2 (9). – [Электронный ресурс; Регистрационный номер в Роскомнадзоре ЭЛ №ФС77-51827]. – Режим доступа: http://www.proexpertizu.ru/theory_and_practice/684/ (дата обращения 25.07.2018).

Статья посвящена классификации, идентификации и диагностике объекта судебной автодорожной экспертизы. Они необходимы для достижения истины при разрешении задач, стоящих перед органами уголовного преследования и судов, естественного совершенствования производства судебной автодорожной экспертизы и развития науки судебной автодорожной экспертизы.

7) Куракина, Е.В. Об отклонении нормативных характеристик показателей автомобильной дороги (на примере аварийно-опасных участков дорог ленинградской области) / Е.В. Куракина // Современные проблемы науки и образования : электронный науч. журнал. – 2014. – № 2. – [Электронный ресурс; Свидетельство - Эл. № ФС77-34132]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12865 (дата обращения: 26.07.2018).

Рассмотрены характеристики автомобильной дороги, позволяющие определить состояние покрытия, ее геометрию, видимость и т.п., влияющие на механизм дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Дорожно-транспортная экспертиза призвана устанавливать все причины и условия, способствовавшие исследуемому ДТП. Рассмотрены показатели подсистемы Д: транспортно-эксплуатационные показатели; показатели дорожных условий, сопутствующих возникновению ДТП, значения которых не должны превышать нормативно допустимых; показатели надлежащего качества покрытия дорог; показатели безопасного движения и улучшению его организации. Проведены исследования на аварийно-опасных участках автомобильных дорог Ленинградской области, состояние безопасности дорожного движения на низком удовлетворительном уровнем, и значения показателей подсистемы Д не удовлетворяют значениям нормативных документов или находятся в широком диапазоне значений. Получены основные качественные показатели дороги, на участках зафиксированы значения колейности, коэффициента сцепления, шероховатости на мокром и сухом асфальтобетонном покрытии.

8) Виноградова, Т.В. Краткий обзор некоторых существующих методов определения скорости автомобиля перед столкновением / Т.В. Виноградова, Ю.В.  Кулида // Современные проблемы науки и образования : электронный науч. журнал. – 2013. – № 6. – [Электронный ресурс; Свидетельство - Эл. № ФС77-34132]. – Режим доступа:  http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11606 (дата обращения: 26.07.2018).

Проблема достаточно точного определения скорости автомобиля перед столкновением с другим транспортным средством является одной из самых актуальных в экспертной практике. Известное значение данного параметра позволяет установить как виновника дорожно-транспортного происшествия (ДТП), так и степень вероятности нарушения правил дорожного движения. Существует несколько методик для определения скорости автомобиля перед столкновением с другим транспортным средством. В данной статье рассмотрены: 1. Методика, базирующаяся на анализе следов торможения (юза), зафиксированных на дорожном покрытии, на месте ДТП; 2. Методика определения скорости автомобиля при известном значении коэффициента влияния соударяющихся автомобилей; 3. Методика, основанная на определении работ сил сопротивления перемещениям автомобилей в процессе их отбрасывания после столкновения; 4. Методика оценки объема деформации кузова легковых автомобилей, предназначенная для определения доли затрат кинетической энергии ΔE на развитие деформаций и эквивалентную данным затратам скорость. В статье представлены основные положения данных методик, а также возможные недостатки в точности установления скорости.

9) Евтюков, С.А. Обзор существующих методик расчета скорости двухколесных транспортных средств / С.А. Евтюков, И.С. Брылев // Современные проблемы науки и образования : электронный науч. журнал. – 2013. – № 6. – [Электронный ресурс; Свидетельство - Эл. № ФС77-34132]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10750 (дата обращения 25.07.2018).

Действующий методический аппарат в органах системы Министерства Юстиции РФ не имеет методов (точнее не имеет четкой позиции по применению отдельных методик, успешно используемых в зарубежной практике уже более 25 лет), позволяющих решить частные инженерные задачи, такие как установление затрат энергии на деформацию ТС, определение фактических траекторий перемещений ТС, определение скоростей движения объектов к моменту контакта и их пространственное положение в заданный момент времени до столкновения. Данные недостатки действующей системы во многих случаях приводят к невозможности определения параметров отдельных фаз механизма ДТП (сближение – контакт – разлет) или полной невозможности реконструкции механизма ДТП. Что как следствие приводит к невозможности доказательства или опровержения причинной связи в действиях водителей и наступивших последствий. В настоящий момент эксперты по анализу дорожно-транспортных происшествий Института безопасности дорожного движения СПБГАСУ занимаются научно-исследовательской деятельностью, собирают данные динамических параметров мотоциклов. При этом исследуются тормозные механизмы мотоциклов, имитируется падение (волочение) мотоцикла совместно с манекеном для выявления зависимостей параметров торможения в конкретно рассматриваемой ситуации, для выведения зависимостей, необходимых для расчета скорости мотоцикла. Это позволит универсализировать механизм расчета скорости движения мотоцикла к моменту столкновения, исходя из различных вариаций как контактно-следового взаимодействия, так и стадий сближения и разлета. Тем самым, проводимые исследования позволят повысить достоверность определения причин ДТП с участием мотоциклов и точность реконструкции механизма ДТП в экспертных исследованиях.

10) Куракина, Е.В. Экспертная характеристика автомобильной дороги в дорожно-транспортной экспертизе  / Е.В. Куракина // Современные проблемы науки и образования : электронный науч. журнал. – 2013. – № 5. – [Электронный ресурс; Свидетельство - Эл. № ФС77-34132]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10273 (дата обращения: 26.07.2018).

Рассмотрены экспертные характеристики автомобильной дороги, позволяющие определить состояние покрытия, ее геометрию, видимость и т. п., влияющие на механизм дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Дорожно-транспортная экспертиза призвана устанавливать все причины и условия, способствовавшие исследуемому ДТП. Рассмотрены значения ровности полотна, норма геометрических характеристик автомобильной дороги, значения поперечного уклона в зависимости от покрытия, требования к дорожной инфраструктуре, в том числе установка или реконструкция знаков, нанесение разметки. Исследование элементов дороги проводилось посредством приборной и инструментальной базы. Изучены дорожные характеристики: ширина проезжей части и обочин, геометрическая и метеорологическая видимость поверхности автомобильной дороги и встречного транспортного средства, радиусы кривых в плане и продольном профиле, ровность, шероховатость и сцепные качества покрытия, уровень содержания дороги (полная или частичная счистка покрытия от снега, грязи или обледенения), наличие или отсутствие дорожных знаков, разметки, технических средств организации движения.

11) Сидоров, Б.А. Влияние точности оценки величин параметров экстренного торможения автомобиля на выводы экспертов-автотехников / Б.А. Сидоров, Б.Н. Карев // Современные проблемы науки и образования : электронный науч. журнал. – 2012. – № 5. – [Электронный ресурс; Свидетельство - Эл. № ФС77-34132]. – Режим доступа:  http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6983 (дата обращения: 25.07.2018).

В статье рассматривается каким образом точность определения параметров торможения может оказать влияние на выводы экспертов-автотехников. Рассматривается влияние скорости автомобиля в момент возникновения опасности для движения, замедления автомобиля в условиях ДТП, времени запаздывания срабатывания тормозного привода, времени нарастания замедления, времени реакции водителя. Подчеркивается, что в условиях, когда водителем легкового автомобиля применено экстренное торможение и на поверхности дороги остались следы юза автомобиля каждого из четырех колес разной длины, эксперт-автотехник не в состоянии определить какой след юза необходимо считать следом юза автомобиля. В статье приводится пример, показывающий, как влияют погрешности определения некоторых параметров торможения на длину остановочного пути. Так при скорости движения автомобиля 60 км/ч (16,67 м/с) погрешность определения остановочного пути может составить 5,72 м. Это говорит о том, что многие заключения экспертов-автотехников не объективны. Поэтому делается вывод о необходимости совершенствования теоретических основ экспертизы ДТП.

12) Подопригора, Н.В. Влияние дополнительных факторов на время срабатывания тормозной системы транспортного при вычислении остановочного пути / Н.В. Подопригора // Современные проблемы науки и образования : электронный науч. журнал. – 2012. – № 2. – [Электронный ресурс; Свидетельство - Эл. № ФС77-34132]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6096 (дата обращения: 26.07.2018).

Статья посвящена исследованию дополнительных факторов, влияющих на время срабатывания тормозной системы и обоснованию их учета при расследовании ДТП. Целью работы стало внесение дополнения в существующую методику вычисления остановочного пути коэффициента, корректирующего время срабатывания тормозного привода. Были проведены исследования эффективности тормозной системы на примерах легковых автомобилей. Сделан вывод, что на время срабатывания тормозного привода оказывают влияние следующие факторы: пробег ТС; тип тормозного привода; толщина тормозных колодок; суммарная тормозная сила на передней и задней оси; усилие, прикладываемое на орган управления тормозной системой на обеих осях. На основании полученных результатов выведен и обоснован коэффициент K, способствующий более точно определить эффективность торможения и сделать более объективное заключение о технической возможности или невозможности предотвращения ДТП.


Категория: Методические материалы | Просмотров: 968 | Добавил: elenakseo | Теги: методические материалы, автотехнические экспертизы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar